Как избежать травмы в балете | Блог Medical Note о здоровье и цифровой медицине

Как избежать травмы в балете

Балет — это не только овации зрителей и блеск софитов, но и ежедневный труд, который нередко становится причиной проблем со здоровьем. От чего чаще всего страдают артисты балета и какие особенности реабилитации существуют, рассказывает врач-травматолог, специалист по физической реабилитации Reaclinic в Санкт-Петербурге Антон Львович Синев.

балет, травмы

Балет считается травматичным занятием. От каких повреждений обычно страдают балерины и как часто они приходят к вам?

— Достаточно часто. Надо отметить, что очень много зависит от педагогов и того, насколько грамотно с точки зрения нагрузок строятся занятия. У артистов балета повреждения возникают, скорее, по причине сверхнагрузки — это переломы, растяжения, вывихи.

Если говорить о локализации, то чаще всего это стопа и голеностоп. Бедро — из-за положения в сильной наружной ротации, которое не совсем характерно для здорового человека. Дальше это положение может влиять на колено и стопу.

В плане избегания травматизма балерины, действительно, очень много работают над собой, в частности контролируют вес, выполняют большой объем подготовительной подготовки... Отмечу, что, как правило, профессионалы имеют своих личных докторов, к которым обращаются на постоянной основе.

А вы для кого-то являетесь таким врачом?

— Да, у меня есть постоянные пациентки-балерины.

Кто травмируется больше: юноши или девушки?

— Одни травмы чаще случаются у девушек, другие — у мужчин, но достоверных эпидемиологических данных о более частых травмах, в целом, у танцоров одного пола нет.

Например, у мужчин распространены травмы менисков, так как они больше выступают в основных партиях, работают на поддержке в ротации.

Что вы можете сказать о детских травмах? Ведь в балет обычно отдают очень рано.

— Да, балету учатся подростки, кому еще нет 18 лет. В их случае встречаются определенные заболевания костей и суставов. Так, например, есть пациентки со стресс-переломами. Проблемы связаны с тем, что кости девочек не выдерживают нагрузки и просто ломаются.

Кроме того, с малых лет детей начинают сильно растягивать. Те, кто имеет врожденную особенность более эластичных связок, более успешны в балете.

Надо понимать, что с самого детства суставы находятся в крайних положениях, когда бедро просто выкручивается. У обычного человека при таких условиях был бы уже перелом или вывих.

Как проходит восстановление?

— Балетные спортсмены очень тонко чувствуют все свои мышцы и связки. Наша задача — восстанавливать их после выступлений, репетиций. Если они получат тяжелую травму, то не смогут хорошо работать, или их вовсе спишут со сцены.

Чтобы они могли спокойно выступать, мы занимаемся физической реабилитацией, условно говоря, настраиваем их мышечный баланс, поддерживаем стабилизирующие суставы мышцы.

В случае балета все должно быть идеально, без малейших отклонений.

балет

Какие методики используются для реабилитации?

— Мы можем обратиться к мягким мануальным техникам, специальному массажу, остеопатическим методикам, физиопроцедурам, тренировкам на подвесных системах. Используем балансировочные платформы, на которых пациентки чувствуют полный контроль над телом, кинезиотейпирование, позволяющее координировать баланс между мышцами.

Стоит сказать, что у тех, кто занимается балетом, есть определенные положения, которые не характерны для среднестатистического человека. Соответственно, какие-то группы мышц работают больше, какие-то — меньше.

Неравномерное распределение мышечных сил приводит к нарушению динамического равновесия в напряжении и расслаблении. Поэтому нам нужно соблюсти идеальный баланс для того, чтобы разгрузить мышцы, находящиеся под сверхнагрузкой.

По сути, артистам балета приходится регулярно проходить профилактику травматизма?

— Это постоянный процесс, да. Мы не можем выключить артиста или спортсмена из него. Все идет волнообразно: они нагружаются у себя, приходят к нам и восстанавливаются, и так — раз за разом. Всегда балансируют на тонкой грани.

Это называется предреабилитация. Реабилитация для того, чтобы избежать более серьезных видов лечения, в том числе, хирургического.

От какой «профессиональной мозоли» чаще всего страдают такие пациенты?

— Самая известная их болезнь — деформация 1 плюсне-фалангового сустава из-за положения пальцев. Ни один даже самый здоровый сустав колоссальной балетной нагрузки не выдержит.

И во время реабилитации мы пытаемся работать на поддержание нормального состояния этого сустава, чтобы он безотказно функционировал. Ни одна здравомыслящая балерина не согласится на операцию по исправлению этого сустава: пусть он будет деформирован, но должен быть рабочим и функциональным.

Стоит ли приносить к Вам на прием какие-то результаты исследований?

— Обычно мы назначаем сами все исследования, которые нам необходимы. Чтобы понять, нужна ли дополнительная диагностика — МРТ, рентген, КТ, артроскопия.

Последний метод диагностики эффективно использовать при сложных повреждениях внутри сустава, с его помощью можно выполнить некоторые лечебные манипуляции.

  • 30
Оставить комментарий
Синёв Антон Львович
врач-травматолог
Хотите получать еженедельную
рассылку от Medical Note?

Вам понравится быть в курсе самых актуальных новостей медицины и акций в клиниках вашего города!